«Приятная» неожиданность

Приостановить работу промышленных предприятий теперь смогут не только суды, но и контрольные органы. В Перми о новых полномочиях служб пока ничего не знают.

В октябре федеральные СМИ сообщили, что с 1 января 2011 года в силу вступают изменения в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов 171-ФЗ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Согласно нововведениям предполагается, что органам, осуществляющим контрольную деятельность, предоставляется возможность приостановки деятельности предприятий на 90 суток в случае «грубого нарушения требований безопасности или нарушения требований лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасность опасных производственных объектов» без решения суда (см. справку «bc»).

Под «грубым нарушением» законодатель понимает «нарушение, приведшее к непосредственной опасности для жизни и здоровья людей». Напомним, ранее приостановление деятельности на длительный срок разрешалось только после принятия соответствующего решения суда по ходатайству соответствующего органа.

По итогам опроса экспертов в Прикамье выяснилось, что контрольно-ревизионные службы не в курсе деталей принятого федералами решения. Как отметили в Торгово-промышленной палате Пермского края, разъяснений по этому вопросу пока не поступало. В то же время Торгово-промышленной палатой Санкт-Петербурга, в частности, только был организован круглый стол для бизнеса по данному вопросу. Его участники предположили, что закон может стать инструментом политического давления, а сами проверяющие организации могут быть использованы заинтересованными сторонами для рейдерских захватов.

В Ространснадзоре информацией тоже пока не располагают. Как отметили в Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, «после вступления в силу изменений в КоАП РФ должностные лица управления в случае выявления необходимости приостановить деятельность промышленного объекта будут руководствоваться указанными принципами».

Как отмечает вице-президент организации «Опора России» Владислав Корочкин, вред жизни или здоровью людей можно истолковать по-разному. «Это «или» может оправдывать определенные действия тех или иных должностных лиц», – уверен собеседник «bc». Представители пермского бизнес-сообщества отнеслись к появившейся информации с настороженностью и сдержанностью. Как отмечает Елена Орлова, председатель пермского профсоюза работников малого и среднего бизнеса, можно говорить о тенденции возвращения к советским подходам, в частности народному контролю, охране труда. «Однако российские, в том числе пермские, предприятия во многом ущербны. Они не обладают серьезными капиталами, а сокращение издержек – это задача любого бизнеса», – поясняет г-жа Орлова. Андрей Григорьев, генеральный директор компании «Чистый город», услышавший о нововведениях от «bc», отметил, что, с одной стороны, появившиеся у контрольных органов возможности – хороший способ бороться с компаниями, нарушающими законодательство, с другой – возникает вопрос о злоупотреблении полномочиями в отношении добросовестных производителей.

«О таких изменениях слышу впервые, но я уверен, что описанные в законе ситуации даже не могут коснуться нашего предприятия. Что касается конкретно нашего предприятия, в любом надзорном органе работают люди, которые понимают, что ПКНМ – один из крупнейших заводов Краснокамска. Его остановка даже на короткий срок может вызвать социальный взрыв в городе», – полагает Владимир Жаренников, директор Пермской компании нефтяного машиностроения. По его мнению, данные меры будут применяться по отношению к предприятиям «только в крайнем случае».

Источник: Business Class № 43 от 08 ноября 2010 г

Вступить в СРО